Что такое ХАССП?
Концепция ХАССП разрабатывалась в шестидесятые годы национальным агентством США NASA. Изначально программа была гарантом обеспечения безопасности питания преимущественно для астронавтов в космосе.
За много лет использования за рубежом система доказала свою эффективность и полезность. Качество продукции повышалось даже у тех производителей, репутация которых в плане качества продукции была безупречной.
Система ХАССП стала синонимом безопасности продуктов питания. Это своего рода стандарт анализа рисков и ККТ для предотвращения нанесения вреда потребителю.
В Техническом Регламенте Таможенного Союза 021/2011 (ст.10, п. 2) сказано, что для безопасности пищевой продукции изготовитель, при осуществлении производственной деятельности, обязан разработать, внедрить и поддерживать процессы, соответствующие основным принципам системы. Полный контроль безопасности продукции должен осуществляться на всех этапах изготовления, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевых продуктов.
За несоблюдение производителем требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» он несет административную ответственность в виде штрафа до 1 млн. руб. или приостановления хозяйственной деятельности на срок до трех месяцев.
Продукты питания относятся к скоропортящимся, а поэтому к их качеству и условиям хранения должны применяться строжайшие меры контроля. В настоящее время ХАССП – основной инструмент обеспечения безопасности, задачей которого является выявление всех критических контрольных точек с целью максимально исключить все возможные риски для потребителей.
В 2016 году вступил в действие ГОСТ, согласно которому установлены обязательные требования к обеспечению безопасности продукции общественного питания, основанные на принципах методики ХАССП.
Система призвана взять под свой контроль все этапы производства, где возможны нарушения технологических и санитарных норм. Любое несоответствие может привести к неустранимым последствиям для конечного потребителя. Анализируются все процессы в пищевой цепочке, от сырьевого сегмента до попадания продукции в розничную торговую сеть и институты общественного питания.